Четверг, 15.11.2018, 16:40
Sheshma.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
фото
Категории раздела
Авторские разработки уроков [32]
Авторские разработки мероприятий [3]
Авторские программы [0]
Учебно-методические разработки [9]
Разработки ДОУ [10]
Проектная деятельность [4]
Форма входа
Статистика
Главная » Файлы » Из опыта работы » Авторские разработки уроков

«Моим стихам настанет свой черед»
10.05.2012, 14:43

«Моим стихам настанет свой черед»

(Урок «Устный журнал» в 8 классе по творчеству Марины Цветаевой)


Рамзия Фархаева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Азеевской основной образовательной школы Новошешминского района.


Тип урока: освоение новых знаний

Вид урока: «Устный журнал»

Цели урока:

1. Пробуждение интереса учащихся к личности и творчеству

М.И. Цветаевой .

2. Развитие навыка анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыка выразительного чтения.

3. Воспитание нравственности, эстетического вкуса учащихся.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.


Оборудование: Книга—стенд, сборники стихов Марины Цветаевой, фотографии и портреты поэта и ее близких, воспоминания о Цветаевой.

Ход урока:

1.Учитель читает стихотворение Марины Цветаевой «Красной кистью…».

Итак, сегодняшний урок мы будем посвящать Марине Цветаевой. Урок наш будет проходить в виде устного журнала.


Первая страница нашего журнала называется

«…мне имя Марина»


-Марину Ивановну как-то неловко называть поэтессой. Она была великим поэтом- женщиной. Вся ее жизнь – это роман с собственной душой.


Выступление ученицы –Цветаевой. Родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Отец—И.В.Цветаев—основатель и собиратель Музея изящных искусств. Мать—Мария Александровна Мейн—страстная музыкантша , страстно любит стихи и сама их пишет. Любимое занятие с четырех лет—чтение, с пяти лет—писание. Детство до 10 лет- старый дом в Трехпрудном переулке. Летом 1902 года уезжаю с больной матерью в Италию, а в 1904 году—в Германию. Летом 1906 года возвращаюсь с матерью в Россию. Мать, не доехав до Москвы, умирает…

Учитель. Когда Мария Александровна умерла от чахотки, Марине было 13, ее сестре Анастасии – 11 лет.

Выступление ученика. Мария Мейн была человеком незаурядным. Книги и музыка стали ее жизнью. Она свободно владела четырьмя европейскими языками. У нее было музыкальное дарование. У нее были способности к живописи. Именно Мария Александровна заметила в дочери дар поэта. Она оставила в дневнике запись: Моя четырехлетняя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет- поэт?»

Учитель. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у нее постепенно угасает, особенно после смерти матери. У Марины появилась глубокая страсть- книги. И эта страстность на всю жизнь. Когда М.Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет.


Вторая страница нашего журнала называется

« С любовью на всю жизнь»


Учитель. Двенадцатый год, может быть, самый счастливый в жизни М.Цветаевой- женщины: год замужества, рождение дочери Ариадны (Али).

Этот год очень значительный для Цветаевой- поэта: выходит в свет вторая книга стихов «Волшебный фонарь», начинается настоящая её поэзия.


Выступление ученицы- Цветаевой. Летом еду к Максимилиану Волошину в Коктебель и знакомлюсь там с будущим мужем- Сергеем Эфроном, которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь. Замуж за него выхожу в 1912 году. В этом же году выходит моя вторая книга стихов и рождается моя первая дочь Ариадна.


Учитель. Сережа и Марина нашли друг друга. Письма ,которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно.


Письмо Сергея «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того ,чтобы Вы были живы. Берегите себя. Храни Вас Бог. Ваш Сергей»


Письмо Марины « Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать. То ,чем и кончу : моя любовь к Вам бесконечна.»


Выступление ученика. С середины лета 1914 года Марина Цветаева, счастливая, с мужем и маленькой дочерью Ариадной, стала жить в Борисоглебском переулке - в доме 6.В этом доме она написала много стихов.


Ученица- Цветаева читает стихотворение « Я с вызовом ношу его…»

Учитель. Дочь Цветаевой и Сергея Эфрона Ариадна Эфрон прожила нелегкую жизнь, думая и помня о матери до последней минуты. Она оставила записи, рассказы, письма, по которым воссоздается не только внешний , но и духовный облик Цветаевой.

Ноябрь 1917 года разлучает Сергея и Марину. Сергей уехал в Ростов. А в феврале 1920 года умерла младшая дочь- Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь. В1921 году Цветаева узнала , что её муж жив- она получила от него первую весть.


Третья страница журнала называется

«Семнадцатилетняя разлука с Россией»

Учитель. Эта часть урока будет проходить в виде интервью с Цветаевой.

Итак, вопросы Марине Цветаевой…

Вопрос 1. Марина Иванова, когда вы покинули Россию?

- В понедельник, ярким днем 15 мая 1922года я с Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июне впервые после долгой разлуки увидела, наконец мужа.

Вопрос 2. Чем запомнился вам 1925 год?

- В 1925 году родился мой сын Георгий ( Мур).


Вопрос 3. 17 лет- большой срок. В каких странах и городах вы жили?

- Сперва я жила в Берлине, потом три года – в Праге. В ноябре 1925 года перебралась в Париж. В самих столицах жить было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.


Вопрос 4. Товарищ Цветаева, как вас приняла эмиграция?

- Поначалу белая эмиграция приняла меня как свою. Меня охотно печатали и хвалили. Но вскоре же картина существенно изменилась. Меня перестали печатать.


Вопрос 5. Говорят, вам не очень сладко жилось зарубежом?

- Нищеты, в которой я жила, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером живем, т.е. просто медленно подыхаем с голоду.


Вопрос 6. Среди ваших стихотворений есть одно удивительное …?

- Ах да, я понимаю вы говорите о моем стихотворении «Тоска по родине…» (зачитывает его).


Вопрос7 . О чем вы мечтали, живя далеко от Родины?

- Я мечтала вернуться в Россию желанным и жданным гостем. Да и мой сын Мур очень рвался в Россию.


Вопрос 8. Товарищ Цветаева, когда вы вернулись в Москву?

- В1939 году, вслед за мужем и дочерью, я с сыном приехала в Москву.


Четвертая страница журнала называется

«Елабуга—последнее пристанище…»

Арестованы муж и дочь М Ц. А к тому же вскоре началась ВОВ. Цветаева попадает в Елабугу. Елабуга августа 1941 года- это маленький пыльный городишко с единственной улицей. А за ней шли обычные деревенские улочки, заросшие травой, бревенчатые избы, палисадники. Куры копаются в пыли, козы бродят. Унылое захолустье. Все это произвело на Марину Цветаеву тяжелое впечатление.

Итак, 1941 год.17 августа. Пароход «Советская Чувашия» причалил к пристани Елабуги. Всех эвакуированных поселили в библиотеке техникума.

19 августа. У Мура в дневнике запись: М И.была в горсовете и работы там для нее нет.


21 августа. М И.с сыном переехали из общежития в комнату на улице

Жданова-20.Комнатка была небольшой, всего около 6-и метров.


22 августа. В дневнике Мура есть запись: Решено, что М. И. одна, без вещей, едет в Чистополь. Необходимо разузнать, можно ли в Чистополь переехать.


24 августа. Цветаева отплывает на пароходе из Елабуги, приплывает в Чистополь 25 августа. Отправляясь в Чистополь, она надеялась на помощь Н Асеева. Ведь Асеев- знаменитый поэт.


25 августа. К Асееву она отправилась сразу же, едва узнав его адрес. О чем разговаривали Асеев и Марина, мы точно не знаем.


26 августа. Дело Цветаевой решилось благоприятно, что она может искать комнату и переезжать. М И отправила телеграмму Муру «Ищу комнату. Скоро приеду. Целую.(он получит ее ночью).


27 августа. Утром она была на пристани. Купив билет, М Ц отплыла в Елабугу.


28 августа. В записной книжке Мура за этот день записано, что вернулась М Ц.Приехала она подавленная, поникшая.


29 августа. В дневнике Мура запись: Решено, что 30 августа они переберутся в Чистополь, где нет ничего конкретного, но обещают.


30 августа. В дневнике Мура за этот день есть запись «Мать как вертушка…совершенно не знает, оставаться ей здесь или переезжать в Чистополь».


31 августа. Это был яркий солнечный день ,воскресенье. Именно в этот день Марины Цветаевой не стало.

Заключительное слово учителя. Потерявшая близких, разлученная с друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии полной депрессии, на этот раз она утратила силу сопротивления ударам судьбы. Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой. Анна Ахматова писала: « Я знаю, существует легенда о том ,что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало меня. Здоровы

были мы - безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся…»

Но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Продолжают ее жизнь стихи, проза. Продолжает жить в нашем сознании поэзия Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением.


Домашнее задание:

1.Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой "Моим стихам, написанным так рано...”.



Категория: Авторские разработки уроков | Добавил: Kamil
Просмотров: 1284 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
 Министерство образования и науки РФ

Образовательный портал Министерства образования и науки РТ

Министерство Образования - официальный сайт

Институт развития образования РТ

Татар телендэ Интернет белем узэге

Профсоюз

Официальный сайт Новошешминского района

Новошешминский РОО © 2018Создать бесплатный сайт с uCoz